Супербайк

Супербайк — так называют серийные спортивные мотоциклы, создаваемые специально для участия на одноименных высокоскоростных кольцевых гонках. 

Супербайки выглядят сугубо агрессивно и напористо, имеют «боевой» и нешуточный характер. 

Гоночные мотоциклы класса «Супербайк» оснащаются обтекаемым аэродинамическим пластиковым обвесом, у них нет ни фар, ни зеркал, ни поворотников. Супербайки лишены всего, что не влияет на увеличение скорости. 

На них установлены мощные форсированные двигатели, низкий руль, для «спортивной» посадки водителя, высоко расположенные подножки, чтобы не задевать асфальт при прохождении крутых поворотов на большой скорости, а также имеются повышенной эффективности тормоза.

Что касается «супербайка» в смысле разновидности спортивного соревнования – тут понимается участие в кольцевых гонках профессиональных мотогонщиков на серийных гоночных мотоциклах. Мотоциклы хоть и «супер», но обычные, которые можно приобрести в специализированных магазинах мототехники.

Гонки Супербайка впервые появились в США в 60-х годах 20 века, а спустя более 20 лет, в 1988 году по Супербайку был организован первый Мировой Чемпионат. С тех времен, интерес к этому захватывающему виду спорта начал неуклонно расти.

Первая победа на Мировом Чемпионате в классе Супербайк принадлежит американскому гонщику Фреду Меркелу. Он пересек финишную черту на японском мотоцикле Honda. 

Практически все последующие Чемпионаты Мира по Супербайку принадлежали пилотам команды Ducati. Это можно объяснить не только превосходной подготовленностью итальянских пилотов, но и регламентом самих соревнований. Дело в том, что по правилам Супербайка 2-цилиндровым мотоциклам разрешалось иметь объем двигателя до 1000 см3, в то время как 4-цилиндровые модели были ограничены рабочим объемом до 750 см3. 

Под первую категорию как раз попадали лишь мотоциклы Ducati, однако компания не пользовалась привилегией в полном объёме и выпускала 851, 888, 916 и 955-кубовые гоночные аппараты.

В 2003 году регламент Супербайка был изменен и уравнена кубадура всех участвующих мотоциклов до 1000 см3. С тех пор, победы доставались так же и японским гонщикам на Suzuki, Kawasaki и Honda.

Яркой фигурой Супербайка стал британец Карл Фогарти, который явился четырёхкратным Чемпионом Мира в 1994, 1995, 1998 и 1999 годах. Карл завоевал 59 побед за 11 сезонов. Три раза чемпионский титул получил австралиец Трой Бейлис, два – англичанин Джеймс Тозланд, австралиец Трой Корсер, и американские гонщики Даг Полен и Фред Меркель.

Соревнования по Супербайку очень популярны у производителей мототехники. Это «толкает» их ежегодно производить всё более мощные и совершенные мотоциклы. В гонках Супербайка учавствуют японские модели Honda, Suzuki, Kawasaki, Yamaha, германские BMW, итальянские мотоциклы Aprilia, Bimota, Ducati, Benelli и MV Agusta.

Чаще всего Чемпионат Мира по дисциплине Супербайк проходит на территории Европы, но не редки случаи проведения соревнований в Австралии (трек Филипп Айленд) и на Ближнем Востоке (трек Лосаль в Катаре). Начиная с 2008 года входит в строй новая трасса «Миллер Мотоспорт парк» в США.

Производители мотоциклов весьма хорошо поддерживают команды гонщиков выступающих в классе Супербайк. И этому есть причины. Ведь на лидирующие в Мировом Чемпионате мотоциклы, обычно идёт лавинообразный спрос покупателей.
 
Гонка Супербайк организуется Международной Федерацией Мотоспорта (FIM). Эта же организация составляет регламент соревнований. Продвижение Чемпионата Мира по Супербайку осуществляет FG Sport, она же владеет всеми коммерческими правами.

Мотоциклы категории «Супербайк» делятся на следующие классы:

• Высший класс Супербайка составляет непосредственно сам Супербайк, до 2008 года в который входили мотоциклы с самыми мощными силовыми агрегатами рабочим объемом до 1 литра. После были допущены модели с объемом до 1200-кубов. В классе Супербайк разрешено форсировать мотоциклы и модифицировать их. Это право широко используется техническим персоналом команды гонщиков.
• Также имеется менее мощный класс Супербайка – Суперспорт. В нем участвуют пилоты на байках с 400-600-кубовыми четырёхцилиндровыми моторами, либо двухцилиндровыми, с рабочим объемом до 750 см3. Мощность таких мотоциклов значительно выше, поэтому модифицируются они реже чем 400-ки и 600-ки. Суперспорты оснащаются шинами с дорожным протектором. Соревнования данного класса часто сопутствуют некоторые этапы Супербайка и играют важную роль в развитии молодых гонщиков.
• Ещё один класс – Суперсток. Его представляют стандартные серийные мотоциклы в любительских и национальных сериях из трех подклассов — с рабочим объемом до 400 см3, до 600 см3 и до 1000 см3.
Расстановка гонщиков на стартовой черте не случайна. Ей предшествуют несколько квалификационных зачетов и сессий, в ходе которых пилоты показавшие наилучшие результаты получают привилегированные места на старте в момент начала самого Супербайка. Длительность каждой тренировочной и квалификационной сессии составляет 1 час.

Чемпионат Мира подразделяется на несколько этапов. Каждый этап включает в себя по две гонки. Промежуток между этими гонками составляет 2 часа, в течение которых отдыхают пилоты, а их технический персонал подготавливает и настраивает мотоциклы для следующей «битвы». Обычно, гонки Супербайк проводятся в выходные дни и длятся в течение 40 минут. Дистанция составляет до 110 км.

В Мировом Чемпионате по Супербайку практикуется классическая схема начисления баллов. По этой системе вознаграждаются первые лучшие 15 гонщиков, а расчет баллов таков: 25 – 20 – 16 – 13 – 11 – 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5 – 4 – 3 – 2 – 1. Баллы начисляются за каждую отдельную гонку.

Супербайк — очень популярный и стремительно развивающийся вид спорта. Несмотря на ежегодно проводимые Чемпионаты Мира, также существуют локализованные гоночные соревнования – национальные серии Супербайка.

Наиболее впечатлительными являются Британский Супербайк (BSB), а также проводимый Американской Мотоспортивной Ассоциацией - Американский Супербайк (AMA SBK), Японский Супербайк и Открытый Чемпионат Германии (IDM).

Видео "Супербайк":

 

Фото "Супербайк":



Ещё: серийные супербайки